26 апр. 2011 г.

Чернобыль. Людмила рассказывает...





Нет ничего правдивее в истории общества, как истории отдельных семей из первых уст. Именно из них складывается вся история, чего бы она не касалась. Семья Людмилы оказалась в самом эпицентре событий после взрыва ЧАЭС.  Это маленький кусочек из ее воспоминаний того жуткого времени...

"Это произошло в 1 час ночи, и мы не слышали взрыва. Я собрала утром сына пятиклассника в школу и проводила его на остановку. Абсолютно ничего не происходило. На дорогах было спокойно. Через несколько минут сынишка вернулся: " Ура! На станции взрыв! Школу отменили!"
Мы жили рядом со станцией, и только после слов сына я обратила внимание на  дымок, поднимающийся вверх.
Жизнь в этот день шла своим чередом. Пришла свекровь и тоже сообщила эту новость. Мой муж уже был там, на станции и принимал участие в организации тушения реактора силами пожарной части города Припять. 

Самое сильное первое впечатление это то, когда по дороге к станции потянулись вереницы пожарных машин и  БТР. Как только приближается очередная годовщина Чернобыля, начинается подготовка в стране, у меня перед глазами именно эта картина: грохот на дороге от большого количества техники. Становится жутко в очередной раз, и ты снова и снова переживаешь все это. Населению ничего не говорили, мы жили обыденной жизнью 8 дней. Садили огороды, занимались хозяйством. 
Мы регулярно слушали новости, но про Чернобыль не говорил никто. Запомнила, что в эти дни американцы запустили свой корабль Челленджер в космос, и он взорвался. Об этом говорили в новостях, а про взрыв на атомной станции ни слова...
Через несколько дней, без особых разъяснений,  стали грузить домашний скот на спецмашины и увозить. Населению нашего села медсестры разнесли таблетки йода и снова тишина...

Мы со свекровью решили приготовить щавелевый борщ и пошли собирать его в поле, в сторону станции. Но нас остановил солдатик с оружием и попросил уйти с поля, намекнув, что это опасно для здоровья.  

3 мая, к вечеру в нашем селе поступила команда собраться к автобусам. Автобусов было очень много. Сказали, что население вывозят на три дня. Через три дня мы снова вернемся домой. Свекровь насыпала курам зерна, поставила воду. Отвязали собаку, дали ей еду. С собой взяли документы и все.. Так как было прохладно, я одела пальто. Сыну даже ни одной книжки не взяла...

Везли нас всю ночь и привезли в Бородянский район. Подвезли к бане и заставили всех помыться. Выдали тазики и кусочек хозяйственного мыла. Полотенец не было. На мокрое тело одели свою одежду. Меня в автобусе долго трясло от холода.  После бани всех проверили дозиметром.

Потом мы очень долго ждали распределения на квартиру. Давали записочку с адресом хозяев  и отвозили семьями по этим адресам. 

Мы еще были уверены, что вернемся домой. Чуть позже нас нашел муж и сообщил, что это серьезная авария, и мы навсегда покинули свой дом.
Потом начались унизительные проверки медицинскими работниками, выявление беременностей у женщин, прерывание и т.д.

А муж все это время был в Чернобыле. Там проводилась огромная работа высшими военноначальниками по организации эвакуации населения, тушения пожара на энергоблоке, вывозу оружия воинских частей и т.д.

Уже позже рассказывали, что голодные собаки поели всех курей. Скот увезли на скотобойню. 
Когда зятю вскоре после аварии удалось попасть в наше село, оно уже было разграблено. В доме выбиты окна, из телевизора вытащен кинескоп, из машины стиральной - двигатель... А преданный пес лежал во дворе. У него выпала вся шерсть.

Всем тем, у кого была корова, в Бородянке выдали денежные компенсации. И началась наша жизнь в эвакуации. Все с нуля. Не всем это удалось пережить..."


Читайте про Чернобыль и здесь тоже 

9 комментариев:

  1. Люда, здравствуйте! С волнением прочитала ваши воспоминания. Спасибо за правду. Я в Петербурге, но тоже хорошо помню ту весну. Родственники в Киеве выходили на демонстрацию, двоюродная сестра тогда дохаживала вторую беременность. Мальчика из моей институтской группы отправили на ликвидацию- у нас химический вуз, а у него только что умерла жена.
    Никто не знал настоящего масштаба катастрофы.
    Буду внимательно изучать ваш блог- мы с вами, похоже, близки и по возрасту, и по отношению к жизни. Уже больше 20 лет в "свободном полете" зарабатываю на жизнь, сейчас очередной виток предпринимательской деятельности. Удачи вам и здоровья! С уважением- Елена

    ОтветитьУдалить
  2. Читала с мурашками и СЛЕЗАМИ!!!!!!

    Такое НАДО знать! Крепости, мужества ВАМ ВСЕМ-пережившим подобный УЖАС!!!!

    Спасибо Людмила за Такую историю! После подобных рассказов "очищается" замыленный взгляд на жизнь и её истинные ценности!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Елена, ко всему отношусь трепетно. Уважаю людей, кто достойно выдержал испытания, не опустился...Люблю слушать людей..Может поэтому стала писать историю семьи...Готова преклонить колени перед каждым, кому выпала нелегкая доля пережить тяжелые времена.

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина, нашу историю нужно писать с историй каждой семьи. И дать читать ее нашим правителям...

    ОтветитьУдалить
  5. Читал с замиранием в душе.Мысленно представлял происходящую картину. Что сказать незнаю.Тяжёлое ипытание для живших там людей.А особо возмущает безразличие провительства.Ведь многова можно было избежать, буть обективная информация. Моё пчьтение к Вам пережившим эту трагедию.

    ОтветитьУдалить
  6. Люда, прочитала, аж мурашки по коже, и слов нет. Преклоняюсь перед людьми, вынесшим все это, пережившим, премолчавшим, живущим.

    ОтветитьУдалить
  7. Читая, представляла всё в картинках, мурашки бегали по всему телу. Спасибо Людмила за рассказ. Даже слов нет, только чувства и эмоции, затрагивающее сердце.

    ОтветитьУдалить
  8. Сергей, Юлия, Mercury, я живу рядом с этими людьми. С Людмилой дружим многие годы. Отдельная история, как она вынашивала своего ребенка и сколько унижений пришлось пережить...

    ОтветитьУдалить
  9. Жутко. Мне во сне как-то атомная электростанция перед взрывом приснилась, и то жутко! Подруга Марина из Киева даже эвакуировалась. А вас так долго держали в зараженной местности... Друг Дмитрий участвовал в ликвидации, хватанул рентгенов лишнего! А мой папа работал в лаборатории в здании, где до того Курчатов работал, и сливал всё просто в канализацию. Там все трубы звенели. Но нам об этом тогда не говорили. И я в детстве в том здании часто бывала. Не знаешь где и чего хватанёшь. Мутировать постепенно придётся. И дай Бог, чтоб в лучшую сторону, а не худшую... Или запрещать строительства атомных электростанций надо! С уважением Светлана.

    ОтветитьУдалить