8 дек. 2017 г.

Мое знакомство с Д.С.Лихачевым

Добрый день, вечер, утро и кому-то  добрая ночь.. Не спится..В такие минуты я читаю, боясь запустить в свою тишину кого - либо..
Передо мной книга В.С.Лихачева "Раздумья о России". Ранее я прочитала его просто "Раздумья" 1991года. 
 Издание  1999 года - новое и  более объемное.


Это последняя книга, написанная Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Рукопись этой книги он передал в идательство за 8 дней до смерти. 
Я открыла Л.С. Лихачева  для себя относительно недавно. Прослушала запись в интернете. Меня поразил его слог, манера речи...
Потом книги...
Каждая страница ценна измышлениями, хочется записать, запомнить..
И через всю книгу любовь к России, к ее искусству.
Он пишет о традициях, мифах, крещении Руси, об истоках искусства, о Киеве, Новгороде, Успенских храмах, Пушкине, Достоевском, Толстом, Лескове, петровских реформах, русском языке, Русском Севере, Соловках, об интеллигенции...

Хочу предложить вашему вниманию несколько  коротких фрагментов из  уникального труда Д.С.Лихачева.

"Россия - это Скандовизантия, а не Евразия - как по своему государственному происхождению, так по своей культурной сути....
Вспомним еще  одну особенность восточного славянства. Оно в расселении своем всегда стремилось не к центру, а к окраине - к своим  "Украинам". И нет ничего обидного в том, что целая восточная страна зовется этим именем  - Украина /окраина/. Восточное славянство всегда стремилсь на края своей страны /вспрмним хотя бы казачество/ и благодаря этому стремлению расширяло свою территорию. ...И не только территорию. Эта тенденция определяла стремление к краям искусства, к краям великих стилей. Она же создавала новые стили, дышащие новизной, новые научные теории, - и при создании  их всегда "вдавалась в крайности". стр.539.


О языке..."Но дело не только в языке, но и в умении рассказа. Шедевры выразительной краткости: летописный рассказ о смерти Олега, о четырех местях Ольги, о походах Святослава, о его смерти и многое другое.. Один из лучших рассказов - это "Повесть о разорении Рязани Батыем" или "Повесть о Петре и Февронии Муромских". И еще я люблю "Повесть о Тверском Отроче Монастыре".  Что до протопопа Аввакума, то это вообще первый гений в русской литературе. Не от того первый, что до того просто не было, а потому что литература как фольклор была неличностной". стр. 492

Своеобразие и разнообразие языков - это огоромное богатство. Любовь к своему национальному языку - необходимый двигатель словесного творчества.  Безнациональный язык /в который неизбежно превратится русский язык, если у него не будет дружеского соседства с другими языками/ - все равно, что цветные фломастеры для живописи. Говорить на нем придется с пересохшим горлом; язык во рту будет шуршать и ерзать, утатит гибкость.
Спросите: "почему?" Да потому, что для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории  народа, станет песком во рту, негодным даже для создания новой научной и технической терминологии, ибо и для последней необзодима образность, традиции..." стр.480-481

"Мы очень часто находимся во власти исторических предрассудков. Одним из таких предрассудков является убежденность в том, что древняя допетровская Русь была страной со сплошной малой грамостностью.
Тысячи и тысячи рукописных книг хранятся в наших библиотеках  и архивах, сотни берестяных грамот найдены в Новгороде - грамот, принадлежащих ремесленникам и крестьянам, мужчинам и женщинам, простым людям и людям высокого социального положения.

Печатные книги показывают высокий уровень типографского искусства. Рукописи цветут изумительными заставками, концовками, инициалами и миниатюрами. Печатные шрифты и рукописные буквы поразительны по красоте. Все новые и новые  центры книжной культуры обнаруживаются в монастырях Древней Руси среди лесов и болот, на островах/ даже вдали от городов и сел/. В рукописном наследии  Древней Руси  мы все больше и больше открываем  новых оригинальных и переводных произведений. Уже давно ясно, что болгарское и сербское рукописное наследие шире представлено в русских рукописях, чем у себя на родине.
Высокое  искусство слова окружено открытиями в области древнерусской музыкальной культуры . Всеобщее признание во всем мире получили древние фрески и иконы, русское прикладное искусство. Древнерусское зодчество оказалось целым огромным миром, изумительно разнообразным, будто принадлежащим разным странам и народам с различной эстетической культурой. 

Мы получили из рукописей представление о древнерусской медицине, о русской историософии и философии, о поразительном разноообразии литературных жанров, об искусстве иллюстрирования и чтения, о различных системах правописания и пунктуации...А мы все твердим и твердим: "Русь безграмотная, Русь лапотнаяи безмолвная!"стр. 438

Можно очень много выписывать фрагментов из книги.. Но лучше, конечно, читать..
Это огромный мир знаний в области литературы, искусства, слова....

Комментариев нет:

Отправить комментарий