Один из обычаев, прижившихся в православии и пришедших к нам из язычества, считается «четверговая свеча».
В некоторых губерниях России существовал обычай, который заключался в том, что вечером Чистого четверга из церкви приносили свечу, огонь которой считался святым. С этой свечой слушали в церкви чтение «Страстей Господних».
Домой свечу несли, обернув от ветра бумажным фонариком желтого, красного или оранжевого цвета. Дома от нее зажигали лампадку, а затем копотью выводили крестик над входной дверью. Затем с этой свечой обходили дом, хлев, весь двор, освещали каждый темный угол. "Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась".
Эту свечу хранили и зажигали лишь в случаях для защиты от молнии во время летних гроз и бурь. Свечу давали в руки умирающим, а также и ставили перед иконой во время трудных родов. Верили в то, что она может лечить лихорадку и уничтожать чары колдунов.
"Закрещивание" свечой сочеталось еще и с тем, что хозяйства заключались в магический круг. Например, в Вятской губернии хозяйка объезжала вокруг дома верхом на банной кочерге - "ожоге", тем самым вычерчивая круг от татя и лихого человека. Она останавливалась во дворе перед каждой дверью и воротами для того, чтобы на верхней притолоке начертить обгорелым концом "ожога" кресты..
Огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий", по народному верованию, получает особенную силу и исключительную благодать. Суеверие и почитание, которое касается «четверговой» свечи, является примером языческого поклонения огню.
Магического действие по народному сознанию обладают и свечи «пасхальные», с которыми обходили церковь во время крестного хода. Кстати, в Греции к пасхальному огню относятся точно так же. В католических странах Европы тоже особое отношение к огню, освященному на праздник Сретения Господня..
С языческих времен пришло к нам представление об "освященном" огне и о чудесной силе свечей.
По богослужению, по своим традициям Православная Церковь не знает никакого "освящения" "четвергового огня", обряда нанесения крестиков копотью над дверями дома.
Люда, спасибо за интересный рассказ!
ОтветитьУдалитьНадежда, я рада, что вы снова заглянули ко мне. Мне просто самой все это очень интересно. Так что в наших праздниках очень много языческого...
ОтветитьУдалитьА мне сегодня Страсти Христовы не дал достоять Саша, ему было очень скучно и он просился домой( Вот Крестный путь он спокойно выдерживал, но он по времени не такой долгий и не такой печальный.
ОтветитьУдалитьИлона, как хорошо, что вы вместе ходите в церковь. Ну, а сыночек, еще маленький и, конечно, он не может выстоять службу. Но он уже знает, что такое служба...
ОтветитьУдалитьЯ уже дважды ходила с внуком святить Пасху.Было очень тяжело с ним...Мне приходилось держать его на руках, гулять и т.д. Зато потом сколько впечатлений и эмойций! Но он тоже бы не выстоял всю службу..
НЕ, Сашка воскресную службу спокойно выдерживает, он в церкви, как у себя дома, сидит на ступеньках у престола, знает, когда надо под Евангелие становиться, когда к причастию идти. А вот на Страстях для него всё мрачно оказалось, не интересно, да и детей не было. А Катерина моя вообще в детском церковном хоре поёт, так что она, хочешь-не хочешь, знает весь распорядок.
УдалитьИлона, таким образом ты обеспечиваешь себе, как маме, покой за детей.Все-таки церковь дает человеку внутрненний стержень, котоорый потом помогает в жизни.
Удалить