30 нояб. 2010 г.

Ужасно комфортно!

            На "блошинном рынке" в Киеве я купила книгу Феликса Медведева "После России". В книге интервью с писателями, политологами, художниками, всеми теми, кто оказался в эмиграции с первых лет  по 70-е годы ХХ века...

       Я не читаю эту книгу, я пью ее маленькми глотками. Столько тонкого, идущего из нутри. У каждого своя философия жизни, свои высказыванияи глубокие размышления о случившися с Родиной. Все это задевает душевные струны,  и мозг работает, работает...
  Писательница Нина Николаевна Берберова всю жизнь прожила вдали от Родины. Сначала это была Франция, потом Америка.
   В 80-х годах ХХ столетия перед приездом в Россию у нее взяли интервью.
Когда вы уезжали из Петрограда(1922г), каким он вам запомнился?-
          "Голодный, пустой, страшный, торцы выкапывали, чтобы топить печи...Но мы уезжали, не думая, что навсегда. Мы уезжали, как Горький уехал, как уехал Белый, на время, отъесться, отдохнуть немножко и потом вернуться. В жизни мы не думали, что останемся навсегда.  Ленин же был жив еще, 1922 год".
             Через месяц вы будете в Москве. Вас ждет двухнедельное общение с родиной. Не думаете вернуться в Россию совсем?
"....в Америке мне необыкновенно при моем возрасте удобно. Через 10 дней мне исполнится 88 лет. Вы представляете себе какой это возраст?....Здесь удобно все. В округе меня знают добрые соседи, механик за углом, если с машиной что-то случится, снегом завалит, неполадки какие. Доктор принимает без очереди. Вхожу в почтовое отделение и слышу:"Хэлло, Нина!" Фамилию мою им трудно произнести, и я не обижаюсь. Ведь они меня знают 25 лет. Здесь хорошие библиотеки. Если мне нужна книга, я могу выписать ее на дом".
        То есть вам удобно здесь жить при вашем одиночестве?
"Абсолютно. Мне здесь ужасно удобно.Я когда подумаю о Франции, прежде всего уменя там не может быть машины, потому что там узкие дороги, а скорости огромны, я не могу так ездить, я так не привыкла, буду бояться".

Прочитав эти строки, я задумалась: "А можем ли мы сказать, что нам комфортно там, где мы есть?"


4 комментария:

  1. Во многом понятие "комфортно и удобно" зависит от самого человека. Есть просто люди неприхотливые, которым почти везде удобно. А есть такие, которым нигде и никто не способен угодить))) Дай бог, чтобы в 88 лет каждый из нас мог спокойно рассуждать о том, насколько комфортно нам водить машину во Франции и в Америке:)

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с вами, каждый человек видит в комфорте свое. Людям коренной национальности Севера совершенно не нужен тот комфорт, о котором говорит Берберова. Голодающие люди африканских стран ждут еды столько, чтобы забыть о голоде. Вот их комфорт.
    Согласитесь, что население, проживающее в маленьких, средних населенных пунктах нуждается в комфорте. Я считаю, что везде должен быть газ, социальная сфера и дороги. Об этом должно заботиться правительство. И такое понятие как глубинка должно исчезнуть из лексикона.

    ОтветитьУдалить
  3. Нет, не глубинка, а периферия))) Для меня глубинка - это нечто особенное, самобытное, колоритное, где традиции передаются из поколения в поколение, где почитают общечеловеческие ценности. А вот периферия - как то, о чём Вы говорите, это Богом и правительством забытые деревни и маленькие городки, для которых газовая плита и смеситель на кухне - из области фантастики(((

    ОтветитьУдалить
  4. Да, вы красиво сказали о глубинке. Это слово передает другое. Самобытное. Я очень не люблю, когда говорят, что приехали с периферии. Ведь у каждой периферии есть названия, где живут люди. И это тоже их страна. И заботы о всех должны быть одинаковыми, как бы не говорили. И быт устроен. Получается, что газ гонят куда угодно, а свой народ не знает, что это такое.

    ОтветитьУдалить