Легенды о божественном кузнеце, ковавшем первый плуг в сорок пудов, победившем страшного «черноморского» Змея и пропахавшем на этом Змее целую оборонительную линию, защищавшую Среднее Поднепровье с юга,
широко известны в украинском фольклоре того же Поднепровья. Это первые оборонительные сооружения в эпоху Чернолесской культуры – эру Сварога. (I тысячалетие до нашей эры). Сварог-покровитель огня и кузнечного дела.
Фольклорные кузнецы-змееборцы Кузьма и Демьян куют рало, соху или плуг. Они выковали первый плуг сказочного веса и ковали его 40 лет. (Сказки про Змея Горыныча мы знаем с детства. Он налетал на людей, похищал красивых молодых девушек и поедал их). «Ця змія безпощадно пожирала людей, не минаючи нікого: ні старого ні малого. Там де вона з’являлась, люди гинули, як трава під ногами скоту і як просо на сонці»
Победив Змея хитростью, кузнецы запрягают его в выкованный плуг и пашут на нем гигантскую борозду. Они пропахали длинный вал на южной стороне. «Вони переорали всю землю» и коли вони йшли, то нагорнули вал»…остатки борозні залишилися й доси».
Эти предания пришли к нам из глубокой древности. Академик Б.А.Рыбаков в своем научном труде: «Язычество древних славян» исследовал эту тему и пришел к выводу, что Змей Горыныч – это ни кто иные, как кочевые племена степной зоны, которые постоянно налетали на оседлое население праславян, разоряли их земли и полоняли молодых девушек и юношей.
По трассе Киев-Чоп на 51 км, есть небольшой городок Макаров. Здесь сохранились те вали. На срытых валах стоит улица Свердлова. Но дальше, через поле четко виден ров. Пологие склоны высотой не более 5-6 метров. Но когда-то это были рукотворные оборонительные сооружения от кочевников южных степей. Высота их была от 10-15 метров. По краю вбивались колья. Эти заграждения останавливали конницу кочевников и спасали оседлое население праславян.
Вот эта основная дорога на трассу Киев-Чоп четко перерезает вал. Макаров находится в 7 км от нее. Вал в этом месте срыт.(Дорога слева направо)
Проселочная дорога прямо- как раз идет по валу. Здесь его не видно. На них строения, забор...
Мы пересекли главную и въехали на улицу Я. Свердлова, которая стоит на этих валах
За улицей Свердлова валы сохранились. Здесь четко видно углубление, направление прямое, как струна.
Здесь менее глубокие...
А это уже ближе к домам.
Это сама улица Я.Свердлова
На самом "дне" вала жители устроили место отдыха
Срез земли на валу. Можно сказать, что около 3-ч тысяч лет тому назад к этой земле прикасались человеческие руки, руки наших предков-праславян. Они строили земляные заграждения (валы) от кочевников.
Если мы нанесем на карту пункты, то увидим овал, вытянутый в широтном направлении: Днепр пересекает его наискось. Крайними пунктами будут (по часовой стрелке): Киев-Прилуки-Новомиргород-Полтава-Глинск--Днепропетровск--Златополь-Миргород-Житомир-Киев
Сосна и береза на валах.
Вот такой маленький экскурс в стародавнюю историю, дорогие читатели, для вас!
Людмила привет!Очередной интересный материал.Как много интересного на земле.Главное это увидеть.Спасибо.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, здравствуйте. Вышла впервые на Ваш блог. Замечательный. Буду вашим постоянным читателем.
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо вам за поддержку. Буду стараться делать все более интересным
ОтветитьУдалитьМатериал - супер! Жаль, что мы так мало знаем про наш край... Первый раз слышу про эти величественные сооружения. А ведь могли бы и экскурсии в школах проводить. Спасибо))).
ОтветитьУдалить